Цели исследования: Оценить отдаленные последствия оперативной гистероскопии на развитие внутриматочных спаек (ВМС) и определить, играет ли гипоэстрогения модулирующую роль в предотвращении ВМС. Дизайн: Проспективное рандомизированное исследование (классификация I Канадской целевой группы).
Учебная больница третичного звена. Пациенты: Девяносто пять женщин, нуждающихся в резектоскопической операции. Вмешательство. Гистероскопическая операция с использованием резектоскопа и 1,5% глицина при растяжении матки. Измерения и основные результаты: Показаниями к гистероскопии были полипы (28 пациенток), одиночная миома (32), множественные миомы (20) и перегородки матки (15). Пациентки в каждой группе были рандомизированы для подавления эндометрия с помощью даназола или плацебо. Повторная офисная гистероскопия с CO2 для определения растяжения матки была выполнена после первой менструации после операции, чтобы оценить частоту, степень и тяжесть ВМС. Вероятность и тяжесть ВМС зависели от патологии, которую лечили при первоначальной операции. Из женщин, получавших лечение по поводу полипов и перегородок матки, только у одной с перегородками (группа плацебо) развилась ВМС. Умеренное образование ВМС наблюдалось у 10 пациентов (31,3%) с одиночной миомой и у 9 (45,5%) с множественными миомами. Частота была одинаковой в группах, получавших плацебо и даназол, как с одиночными, так и с множественными миомами (50% и 44,4% против 50% и 55,6%). Все ВМС были лизированы во время повторной операции, за исключением одной женщины с множественными миомами, которой потребовалась повторная резектоскопия.
Внутриматочные спайки являются основным долгосрочным осложнением оперативной гистероскопии, частота которого зависит от первоначально пролеченной патологии. Повторная гистероскопия в кабинете является экономически эффективным методом диагностики и лизиса ВМС после резектоскопии.
Авторы исследования: O Taskin, S Sadik, A Onoglu, R Gokdeniz, E Erturan, F Burak, J M Wheeler