Период значительного возбуждения поражает до 30% пациентов после черепно-мозговой травмы.
Тяжесть и постоянство этого возбуждения могут быть такими, что требуют фармакологических методов в рамках плана лечения.
Определить, какая подгруппа у пациентов развивается сильное возбуждение, требующее вмешательства, и чтобы использовать информацию для прогнозирования терапевтической реакции на трициклические антидепрессанты (TCA), мы изучили динамику кортизола у 35 пациентов с черепно-мозговой травмой (ЧМТ) через 2-10 месяцев после ЧМТ. Гиперкортизолемия натощак (кортизол более 20 мкг/дл) и/или отсутствие суточных колебаний (1600:0800 кортизола более 0,5) были отмечены более чем у 70% пациентов с ЧМТ.
Эти отклонения в динамике кортизола не были предикторами сильного возбуждения (chi 2 = 0, df = 1, P = 0,99 для гиперкортизолемии, chi 2 = 0,163, df = 1, P = 0,7 для отсутствия суточной вариации) и существенно не различались между респондентами, отвечающими на TCA, и не отвечающими.
Реакция кортизола на подавление дексаметазона была ненормальной (значение кортизола после дексаметазона при 0800 и 1600 более 5 мкг/дл) у 34 из 35 испытуемых, а также не предсказывал наличие возбуждения.
Уровень кортизола 0800 был ниже у тех, кто не отвечал на TCA, по сравнению с теми, кто отвечал на TCA (8.3 +/- 5 в 17.2 +/- 9 ). Таким образом, тяжелая ЧМТ, требующая стационарной реабилитации, приводит к гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой дисфункции.
Степень этих нарушений делает оценку секреции кортизола ограниченной ценностью при вынесении клинических суждений относительно развития посттравматического возбуждения или управления этим возбуждением с помощью трициклической терапии.
Авторы исследования: R D Jackson, W J Mysiw
Отзывы пациентов на dexamethasone