Сравнить эффективность и эффективность дексаметазона (DEXA) и преднизолона (PRED) в предполагаемых равных дозах в комбинации с эндогенным кортизолом, используя количество лимфоцитов, остеокальцин плазмы (OC) и эозинофильный катионный белок (ECP) в качестве переменных эффекта и оценить потенциальные различия между здоровыми субъектами и пациентами с астмой.
Восьми здоровым субъектам и шести пациентам с астмой, которые прекратили регулярное лечение ингаляционными глюкокортикостероидами (ICS) в течение 1 недели, вводили внутривенно болюсно DEXA и PRED в предполагаемых равных дозах 2,0 мг и 12,5 мг соответственно, в отдельных случаях, в сочетании с подкожно вводили гранулоцитарно-колониестимулирующий фактор (G-CSF) в качестве стимулятора выработки ECP. Уровни DEXA, PRED, кортизола и переменных эффекта в плазме крови определяли в течение 25 ч и проводили фармакокинетико-фармакодинамическое моделирование (PK-PD).
Исходная концентрация кортизола у пациентов была ниже, чем у здоровых людей. Оба экзогенных глюкокортикоида (ГКС) снижали выработку кортизола. У здоровых испытуемых выработка кортизола оставалась подавленной в течение всего дня исследования после DEXA, но не после PRED. Однако у пациентов с астмой повторное появление эндогенной выработки кортизола наблюдалось как после DEXA, так и после PRED. Значения E(max) для количества лимфоцитов и OC показали, что кортизол действовал как частичный, а DEXA и PRED – как полные агонисты. Наблюдаемые реакции DEXA и PRED, подавляющие кортизол, OC и количество лимфоцитов, были одинакового относительного порядка величины в соответствии с оцененными параметрами PD. Однако, по оценкам, кортизол оказывает очень слабое влияние на ЭКГ, и моделирование дополнительно предсказало, что DEXA и PRED являются лишь частичными агонистами этого эффекта, без разницы между здоровыми и астматическими субъектами. Тем не менее, у здоровых людей площадь под кривыми концентрация-время (AUCs) неожиданно указала на то, что ECP подавлялся только после PRED, а не после DEXA, в то время как у пациентов он подавлялся после обоих GCS. Ранговый порядок воздействия на количество лимфоцитов, OC и ECP был DEXA>, PRED& gt, кортизол, хотя различные относительные потенции трех задействованных GCS не были одинаковыми для всех трех переменных эффекта, и различия также были обнаружены между здоровыми и астматическими субъектами.
Исследования с моделированием PK-PD GCs продемонстрировали не только различия в эффективности DEXA и PRED в отношении измеренных системных маркеров, но также различную эффективность в отношении ткани-мишени и различия между здоровыми и страдающими астмой мужчинами. Эффекты, вызванные достигнутыми концентрациями DEXA и PRED в крови, выраженные как AUCs переменных эффекта, соответствовали их соответствующим значениям E(max) для лимфоцитов и OC, но не для ECP.
Авторы исследования: E F L Dubois, M G M Derks, D H Schweitzer, A H Zwinderman, P N R Dekhuijzen, C J van Boxtel
Отзывы пациентов на dexamethasone