Сравнить раннюю (<3 дня) и позднюю (>15 дней) терапию стероидами и дексаметазоном с ингаляционным будесонидом у очень недоношенных детей с риском развития хронических заболеваний легких.
В исследование были включены пятьсот семьдесят младенцев из 47 отделений интенсивной терапии новорожденных. Критерии для зачисления включали гестационный возраст <, 30 недель, послеродовой возраст & lt, 72 часа, а также потребность в искусственной вентиляции легких и концентрации вдыхаемого кислорода >, 30%. Младенцы были случайным образом распределены в 1 из 4 групп лечения по факторной схеме: ранний (<72 часа) дексаметазон, ранний будесонид, отсроченный селективный (>15 дней) дексаметазон и отсроченный селективный будесонид. Дексаметазон вводили сокращенным курсом, начиная с 0,50 мг/кг/сут в 2 разделенных приема в течение 3 дней, уменьшая вдвое до истечения 12 дней терапии. Будесонид вводили с помощью дозированного ингалятора и разделительной камеры в дозе 400 мкг/кг два раза в день в течение 12 дней. Отсроченное селективное лечение начинали, если младенцы нуждались в искусственной вентиляции легких и > 30% кислороде в течение > 15 дней. Факторный анализ позволил провести 2 основных сравнения: раннее и позднее лечение и системный дексаметазон по сравнению с ингаляционным будесонидом. Первичным исходом была смерть или кислородная зависимость на 36 неделе, и анализ проводился на основе намерения лечить. Вторичные показатели исхода включали смерть или серьезную церебральную аномалию, продолжительность кислородной терапии и осложнения недоношенности. Неблагоприятные последствия также отслеживались ежедневно.
Не было никаких существенных различий между группами в отношении первичного результата. Раннее лечение стероидами было связано с более низкой частотой первичных исходов (отношение шансов [OR]: 0,85, 95% доверительный интервал [ДИ]: 0,61,1,18), но даже после корректировки на смешанные переменные разница оставалась незначительной. У младенцев, получавших дексаметазон, также была более низкая частота первичных исходов (ОР: 0,86, 95% ДИ: 0,62,1,20), но опять же эта разница оставалась незначительной после корректировки. Что касается смерти до выписки, дексаметазон и раннее лечение имели худшие результаты, чем будесонид и отсроченное селективное лечение (OR: 1,42, 95% ДИ: 0,93,2,16, OR: 1,51, 95% ДИ: 0,99,2,30 после корректировки соответственно), при этом результаты не совсем достигли значимости. Продолжительность дополнительного кислорода была короче в группе раннего приема дексаметазона (медиана: 31 день против 40-44 дней). Ранний прием дексаметазона также был связан с увеличением потери веса в течение первых 12 дней лечения (52 г против 3 г) по сравнению с ранним приемом будесонида, но в течение 30 дней разницы не было. В группе раннего приема дексаметазона наблюдалось снижение частоты персистирующих артериальных протоков (34% против 52%-59%) и повышенный риск гипергликемии (55% против 29%-34%) по сравнению с другими 3 группами. Дексаметазон был связан с повышенным риском артериальной гипертензии и желудочно-кишечных проблем по сравнению с будесонидом, но только первый достиг значимости.
У младенцев, получавших раннее лечение и терапию дексаметазоном, улучшилась выживаемость без хронических заболеваний легких на 36 неделе по сравнению с теми, кто получал отсроченное селективное лечение и ингаляционный будесонид, соответственно, но результаты по выживаемости до выписки были в противоположном направлении, однако ни один из этих результатов не достиг статистической значимости. Раннее лечение дексаметазоном снижало риск персистирования артериального протока. Ингаляционный будесонид может быть более безопасным, чем дексаметазон, но нет четких доказательств того, что он более или менее эффективен.
Авторы исследования: H L Halliday, C C Patterson, C W Halahakoon, European Multicenter Steroid Study Group
Отзывы пациентов на dexamethasone
Отзывы пациентов на budesonide