Глюкокортикоиды усиливают синтез мочевины в печени и заставляют расщепление белка преобладать над синтезом, высвобождая аминокислоты в кровоток и увеличивая подачу субстрата для синтеза мочевины в печени. Будесонид – это глюкокортикоид нового поколения, который может быть использован для лечения воспалительных заболеваний, например болезни Крона и аутоиммунного гепатита. Должный к своему обширному метаболизму первого прохождения в печени, он имеет профиль потенциального побочного эффекта, превосходящий профиль преднизолона. Мало внимания уделялось различиям в катаболических свойствах азота между будесонидом и преднизолоном. Восемь нормальных субъектов мужского пола (возраст 20-44 года, ИМТ 21,6-28,2 кг/м2) были рандомизированы 3 раза: 1) В начале исследования, 2) после 6 дней приема преднизолона (50 мг/сут) и 3) после 6 дней приема будесонида (9 мг/ день). Мы измерили скорость синтеза азота мочевины (UNSR) и уровни альфа-аминоазота (N) в крови до, во время и после 3-часовой постоянной инфузии аланина (2 ммоль/(кг массы тела х ч)). UNSR оценивался ежечасно как экскреция с мочой с поправкой на гидролиз в кишечнике и накопление в организме воды. Наклон линейной зависимости между UNSR и концентрацией амино-N представляет печеночную кинетику превращения амино- в мочевину-N и обозначается функциональным печеночным клиренсом азота (FHNC).
Введение пренизолона, но не будесонида, увеличивало базальные концентрации азота в крови и аминоазота (3.5 +/- 0.1 ммоль/л (контроль) против 3.8 +/- 0.1 ммоль/л (преднизолон) (p<,0,05) и 3.6 +/- 0.1 ммоль/l (будесонид) (NS). Базальные значения UNSR были значительно увеличены после приема преднизолона (23.3 +/- 6.5 (контроль) против 51.2 +/- 6.3 (преднизолон) (p<,0,05)), в то время как будесонид не оказывал влияния на базальный UNSR (33.7 +/- 4.2 (будесонид) (NS)). Введение преднизолона увеличивало FHNC (от 24.6 +/- 4.7 л/ч (контроль) до 47.3 +/- 5.9 л/ч (преднизолон) (p<,0,05). Введение будесонида не приводило к значительному увеличению FHNC (33.7 +/- 4.2 л/ч (будесонид), (по сравнению с контролем, p=0,12, по сравнению с преднизолоном: p<,0,05)).
Введение преднизолона приводило к повышению уровня аминокислот в крови и потере N в виде мочевины, последнее частично обусловлено специфическим печеночным механизмом, о чем свидетельствует повышенный FHNC. Будесонид приводил к неизменным уровням аминокислот в крови, отсутствию изменений в потере N в виде мочевины и неизменной печеночной кинетике синтеза мочевины. Таким образом, пероральное введение будесонида оказывало очень ограниченное влияние на вклад печени в гомеостаз азота и метаболизм посредством синтеза мочевины, что делает лечение будесонидом в этом отношении более эффективным, чем лечение обычными глюкокортикоидами.
Авторы исследования: T Wolthers, O Hamberg, T Grøfte, H Vilstrup
Отзывы пациентов на budesonide