1. Наличие гистамина и триптазы в сыворотке крови во время и после аортокоронарного шунтирования может быть признаком индукции воспаления.
2. Одна группа пациентов не получала глюкокортикоидов, а вторая группа получала метилпреднизолон перед экстракорпоральной циркуляцией.
В группе стероидов не наблюдалось влияния на базальные уровни гистамина (2.84 +/- 0.12 нг/мл) и триптазы (0.50 +/- 0.05 нг/мл) во время и после операции.
В другой группе наблюдались два пиковых уровня гистамина: один через 10 мин после начала экстракорпорального кровообращения (4.19 +/- 1.79 нг/мл) и еще один через 4 ч после операции (8.26 +/- 4.85 нг/мл). В этой группе уровень триптазы был повышен только в период экстракорпорального кровообращения (1.54 +/- 0.16 нг/мл). 3. Не было никаких различий между двумя группами в активации комплемента.
Уровни C3a повысились до 170 +/- 8 % и 180 +/- 10 % от исходного значения в группе стероидов и нестероидов соответственно.
4. Был сделан вывод, что во время операции тучные клетки были активированы, но поскольку уровень триптазы снизился в послеоперационном периоде, второе повышение уровня гистамина может быть объяснено активацией базофилов или неизвестным механизмом высвобождения гистамина, но не триптазы тучными клетками.
5. В жидкости для бронхоальвеолярного лаважа уровни гистамина и триптазы не показали различий между двумя группами пациентов, но уровень гистамина был повышен по сравнению с нормальным уровнем.
Авторы исследования: F J van Overveld, R F De Jongh, P G Jorens, P Walter, L Bossaert, W A De Backer
Отзывы пациентов на methylprednisolone